1. Главная страница
  2. /
  3. Анализ и...
  4. /
  5. Анализ сложившихся...

Анализ сложившихся торговых наложений в аптеке

Для того чтобы запланировать торговые наложения, предварительно проводят детальный анализ сложив­шихся торговых наложений за несколько предшеству­ющих лет и выявляют влияние различных факторов на величину торговых наложений.

Для анализа ис­пользуют данные отчета аптеки о сложившемся об­щем уровне торговых наложений, а также сведения из статистической формы отчетности о движении товаров в групповом ассортименте, в которой отражаются дан­ные об уровне торговых наложений по каждой группе товаров.

Статистический отчет о движении товаров по груп­пам имеет очень важное значение для оценки эконо­мики аптеки, а также позволяет запланировать ряд экономических показателей, характеризующих торгово-финансовую деятельность аптеки.

Как уже отмеча­лось в разделе «Планирование товарооборота по группам товаров», составление и анализ такого отчета позволяет правильно определить и запланировать то­варооборот аптеки в групповом разрезе, т. е. устано­вить удельный вес каждой группы товаров в общем товарообороте.

Помимо этого, статистический отчет о движении товаров по группам позволяет получить сле­дующие необходимые для планирования сведения:

1)    определить по двум ценам (розничном и опто­вым) реализацию за год в групповом ассортименте;

2)    установить в каждой группе товаров сумму тор­гового наложения и на основе этого рассчитать общую сумму торговых наложений по аптеке в целом;

3)    определить сложившийся средний уровень тор­гового наложения в каждой товарной группе и в об­щем товарообороте аптеки;

4)    определить сложившийся в каждой группе то­варов средний коэффициент себестоимости;

5)    выявить изменения среднего уровня торговых наложений как по группам товаров, так и по всему обороту аптеки;

6)    определить в какой-то степени величину завоза каждой группы товаров для ритмичного выполнения плана то­варооборота.

На величину и уровень торговых наложений в ап­теке оказывают влияние различные факторы, которые следует учитывать при разработке плана:

1)    изменение розничных и оптовых цен. Снижение оптовых цен при неизменных розничных ценах увели­чивает торговые наложения. Снижение розничных цен при неизменных оптовых ценах уменьшает торговые наложения. Увеличение размера тортовой наценки или скидки повышает торговые наложения;

2)    изменение объема товарооборота аптеки и ко­лебания при выполнении плана. Если план товарообо­рота не выполняется, то, как правило, и план по тор­говым наложениям оказывается невыполненным;

3)    групповая структура товарооборота. Каждая группа товаров имеет различные уровни торговых на­ложений. Самый высокий процент торговых наложе­ний — в группе медикаментов, самый низкий — в груп­пе перевязочных материалов. Чем больше аптека реа­лизует медикаментов, тем больше торговые наложе­ния, и чем меньше в товарообороте аптеки занимает группа медикаментов, тем ниже торговые наложения;

4)    внутригрупповой ассортимент товаров. На раз­личные медикаменты, входящие в одну торговую груп­пу, торговые наложения могут сильно отличаться — от 5-6 до 80—82%. В этих случаях реализация лекар­ственного средства, имеющего высокий уровень торго­вых наложений, вместо лекарства с низким уровнем наложений заметно увеличит сумму торговых наложе­ний по группе медикаментов. Аналогичное положение может сложиться и внутри других групп товаров. Сле­дует также помнить, что любое перевыполнение плана товарооборота за счет увеличения реализации товаров не аптечного профиля и сокращения реализации меди­каментов приведет к невыполнению плана по торго­вым наложениям, так как уровень торговых наложе­ний в группах товаров не аптечного профиля почти в 4 раза ниже уровня торговых наложений в группе ме­дикаментов.

Таким образом, основным документом, который служит для определения сложившихся уровней торго­вых наложений в каждой товарной группе, является отчет о движении товаров по группам. Пользуясь эти­ми отчетами за несколько анализируемых лет, можно установить удельный вес торговых  наложений как в товарных запасах по группам товаров, так и в това­рообороте по группам товаров.