Учет основных средств и малоценных предметов

К малоценным предметам отнесены:

а)      предметы, служащие менее года, независимо от стоимости;

б)      предметы стоимостью ниже 100 р. за единицу по цене приобретения независимо от срока службы;

в)      специальные инструменты и специальные при­способления независимо от стоимости;

г)       специальная и санитарная одежда.

Основные средства подразделяются по нату­рально-вещественному содержанию на следующие груп­пы (применительно к аптечным учреждениям):

1)    Здания и сооружения — все производственные и непроизводственные постройки.

2)    Машины и оборудование — холодильные установ­ки, механические машины (моечные, разливочные), ла­бораторное оборудование (кубы перегонные, сушильные шкафы и т. д.), кассовые аппараты.

3)    Производственный и хозяйственный инвентарь — столы ассистентские, сейфы, прилавки и т. д.

4)    Транспортные средства — машины, мотороллеры и т. д.

По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные. По использованию они подразделяются на действующие, запасные и бездей­ствующие.

⇒  Учет топлива, горючего и строительных материалов

Необходимым условием правильного учета основных средств является оценка их стоимости. Они оценивают­ся по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.

В учете основные средства отражаются по первона­чальной стоимости, т. е. по цене приобретения с вклю­чением расходов на доставку, монтажные работы и т. д. Эту стоимость часто называют еще балансовой стоимостью.

В процессе производства основные средства изнаши­ваются и их первоначальная стоимость уменьшается. Это уменьшение стоимости называется износом основ­ных средств и в учете отражается отдельно.

Остаточная стоимость представляет собой разни­цу между первоначальной стоимостью и суммой из­носа.

Восстановительная стоимость — условная оценка ос­новных средств, выражающая сумму затрат, которые были бы необходимы для воспроизводства в данный мо­мент основных средств.

Учет наличия основных средств осуществляется в «Книге учета имущества» по коли­честву, цене и стоимости каждого объекта, объединенных в однородные группы. Книга учета имущества должна быть пронумерована, прошнурована и подписана руко­водителем и главным бухгалтером вышестоящей орга­низации, что скрепляется печатью.

Каждому предмету основных средств присваивается инвентарный номер, который либо прикрепляется к предмету, либо наносится на него несмываемой краской. В аптеках с большим числом объектов основных средств учет их производится в специальных инвентарных кар­точках, которые регистрируются бух­галтерией в специальных описях.

⇒  Учет и отчетность в мелкорозничной сети и отделах аптеки

Оприходование основных средств осуществляется на основании приходных документов — счетов-фактур, на­кладных, приемно-передаточных актов, актов на изготов­ление оборудования и др.

В книге учета имущества или на учетных карточках по каждому наименованию основных средств отражают­ся следующие данные: дата поступления в аптеку, наи­менование документа и организации, от которой посту­пило имущество, краткое описание поступившего пред­мета, присвоенный ему инвентарный номер, количество, цена, сумма.

Если имущество выбывает, то в книгу вно­сятся сведения: дата выбытия, куда выбыло, номер до­кумента, по которому оформлено выбытие, количество и сумма. Выбытие основных средств, как правило, проис­ходит по двум причинам: вследствие полной изношен­ности или в связи с передачей имущества по распоряже­нию аптечного управления другому учреждению.

Для списания в расход полностью изношенного имущества составляется акт. В комиссию при составлении этого акта включается представитель управления. Если оставшийся после списания имущества лом может быть реализован, он оценивается комиссией, о чем делается отметка в акте. В случае невозможности реализации остатки изношенного имущества уничтожаются в при­сутствии комиссии.

На имущество, передаваемое другому учреждению, аптека составляет приемо-сдаточный акт.

Имущество, которое передается своей мелкорознич­ной сети (киоски, аптечные пункты и др.), в аптеке не списывается в расход по книге учета основных средств и не оформляется приемо-сдаточным актом. В этом случае в двух экземплярах составляется опись переданного филиалу аптеки имущества. Один экземп­ляр описи с распиской материально ответственного ли­ца за принятое имущество остается в аптеке, другой хранится у работника филиала.

⇒  Учет кассовых операций

В процессе эксплуатации основные средства посте­пенно изнашиваются. Ежемесячно стоимость изнашивае­мой части равными долями в виде амортизационных от­числений включается в издержки обращения аптеки. Ве­личина амортизационных отчислений устанавливается по годовым нормам в процентах к первоначальной стои­мости основных средств.

Выдаваемая в бесплатное пользование аптечным ра­ботникам санитарная одежда (халаты, колпаки, косын­ки) учитывается в тетради, куда заносятся: дата выда­чи, кому выдано, занимаемая должность, наименование и количество выданной одежды, срок ее службы, распи­ска в получении, дата возврата. В указанной тетради по каждой должности отражается количество предметов одежды на одного работника и срок носки этих предме­тов по норме.

По истечении срока службы санитарной и специаль­ной одежды должен быть составлен акт, в котором ко­миссия отмечает, подлежит ли данная одежда списанию (из-за изношенности), или устанавливается дополни­тельный срок носки.

Списание малоценных предметов производится по мере износа за счет издержек обращения путем отчис­ления 50% первоначальной стоимости в том месяце, ког­да начали эти предметы эксплуатироваться, и 50% в том месяце, когда они пришли в негодность.

По мере износа малоценных предметов необходимо своевременно и равномерно их списывать в расход, чтобы не превы­сить запланированный уровень издержек обращения.

Инвентаризация основных средств и малоценных предметов проводится не менее одного раза в год.

Хотите выгодно купить перчатки латексные одноразовые оптом по разумным ценам в Москве? .