Порядок проведения инвентаризации товаров

Перед началом инвентаризации материально ответ­ственные лица должны передать председателю комис­сии последние товарные и кассовые отчеты с выведен­ными в них остатками ценностей и денежных средств или реестры приходных и расходных товарных и ма­териальных документов.

Одновременно отбирается под­писка о том, что к началу инвентаризации все приход­ные и расходные документы включены в отчет или реестр и сданы в бухгалтерию или переданы инвентари­зационной комиссии и что никаких других документов и денежных средств, принадлежащих аптеке, у материаль­но ответственных лиц не осталось. У кассиров отбирает­ся кассовый отчет на момент инвентаризации, проверяет­ся наличие денежных средств в кассах и по показателям кассовых аппаратов определяется выручка текущего дня.

На время инвентаризации все торговые и финансовые операции прекращаются и посторонние лица в помеще­ния, где проходит инвентаризация, не допускаются. При перерывах на обед и в конце рабочего дня все лица, производящие инвентаризацию, одновременно по­кидают помещения, которые тут же запирают и опе­чатывают.

⇒  Инвентаризация расчетов с покупателями

Печать или пломбир хранится у председате­ля комиссии, ключи у материально ответственных лиц. Все помещения аптеки, в которых в данный момент не работает инвентаризационная комиссия, также опе­чатывают и запирают. Инвентаризацию по каждому виду ценностей осуществляют раздельно, по месту их нахождения, по каждому отделу или филиалу само­стоятельно, а итоги инвентаризации подводят отдельно для каждого материально ответственного лица.

Все товары при проверке перевешиваются, переме­риваются, пересчитываются материально ответствен­ными лицами в присутствии других членов комиссии. Точность измерительных приборов предварительно проверяется комиссией. В случае, если возникает со­мнение в качестве инвентаризуемых лекарственных средств, рекомендуется провести качественный, а иног­да и количественный химический анализ.

Все нераспа­кованные товары (находящиеся в ящиках, бочках и т. д.) должны быть вскрыты и проверены по количеству и качеству. В виде исключения разрешается не вскры­вать товар и заносить в инвентаризационную опись на основании сопроводительных документов только в тех случаях, когда вскрытие может вызвать порчу товара или когда комиссия убеждается, что товар хранится в неповрежденной упаковке поставщика. Каждое прове­ренное наименование товара записывается в инвентари­зационную опись отдельно с указанием отличительных признаков, предусмотренных прейскурантом. Количе­ство проставляется в единицах измерения, соответствующих прейскурантной цене (за штуку, грамм и т. д.). Делается это для того, чтобы в дальнейшем было удоб­но оценивать в инвентаризационной описи занесенные в нее товары.

Описи составляются чернилами или шариковой ручкой. Никаких помарок, подчисток и перечеркиваний не допускается. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания непра­вильной и внесения сверху правильной записи. Эти ис­правления оговариваются на той же странице описи и заверяются подписями всех членов комиссии.

Описи составляются в трех экземплярах: один эк­земпляр заполняется материально ответственным лицом, два других под копирку членом комиссии. В случае передачи товарно-материальных ценностей одним лицом другому принимающий эти ценности заполняет для се­бя четвертый экземпляр.

⇒  Общий порядок проведения инвентаризации

После заполнения каждой страницы описи члены комиссии сверяют правильность записей, сделанных во всех экземплярах, и заносят следующие данные: 1) чис­ло порядковых номеров товарно-материальных ценно­стей, помещенных на этой странице; 2) общий итог количества всех ценностей, за­писанных на странице, выраженный в натуральных по­казателях.

Товары и другие материальные ценности, проданные и оплаченные покупателями (списанные в расход по товарному отчету), но к началу инвентаризации не вы­везенные, также подлежат инвентаризации, но заносят­ся в специальную опись «Товары, проданные до инвен­таризации, но не вывезенные покупателями».

В этой описи указывается наименование покупате­лей, которым проданы товары, дата и номер заказа накладной и счета-фактуры. В стоимость наличия това­ров в отделе или аптеке эти товары не включаются, а указываются справочно после итога.

Товары, подготовленные для передачи в лечебные или другие учреждения, но не оплаченные, включаются в общую инвентаризационную опись как товары аптеки. Если они упакованы, то комиссия обя­зана их распаковать и записать с натуры. На всех со­проводительных документах к этим товарам делается отметка о том, что они включены в общую инвентариза­ционную опись.

Товарно-материальные ценности, при­надлежащие другим учреждениям, инвен­таризуются одновременно с собственными ценностями. На них составляется отдельная опись, в которой де­лается ссылка на соответствующие документы, под­тверждающие прием этих ценностей на ответственное хранение.

Товарно-материальные ценности, по­ступившие в аптеку во время инвентари­зации, принимаются ответственными лицами в при­сутствии комиссии и приходуются по товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись — «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации», в которой указывается, ког­да и от кого поступили ценности, дата и номер сопро­водительного документа.

Товары, пришедшие в негодность (с истек­шим сроком годности, бракованные и т. д.), включают­ся в отдельную опись. Комиссия выборочно сверяет серии выявленных негодных товаров с наличием их в описях прошлой инвентаризации или в приходных то­варных документах за межинвентаризационный период. На эти товары комиссией составляется акт о порче с указанием ее причин и виновных лиц. Акт передается на рассмотрение в вышестоящую организацию. После утверждения акта негодные товары уничтожаются в присутствии инвентаризационной комиссии.

⇒  Инвентаризация материальных ценностей

В соответствии с приказом Министерства здравоохра­нения в хозрасчетных ап­течных учреждениях создается фонд на возмеще­ние потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек.

Отчисления в этот фонд производятся ежекварталь­но в размере до 0,1% общего планового товарооборота аптечных учреждений. Средства указанного фонда хра­нятся на расчетных счетах аптечных учреждений и рас­ходуются только на возмещение потерь от списания ле­карственных средств, срок годности которых истек.

По­тери лекарственных средств, срок годности которых ис­тек, могут определяться как при инвентаризации товар­но-материальных ценностей, так и по мере надобности в межинвентаризационные периоды. Для определения потерь лекарственных средств, срок годности которых истек, в период между инвентаризациями вышестоящая организация назначает комиссию в составе: свой пред­ставитель, руководитель аптеки, фармацевтический ин­спектор, счетный работник, представитель обществен­ности и материально ответственное лицо.

Наличие подлежащих списанию таких лекарствен­ных средств проверяется комиссией в натуре и вно­сится в специальную опись-акт, которая составляет­ся раздельно на каждое материально ответственное лицо.

Вышестоящая организация после утверждения опи­си-акта дает разрешение на списание лекарственных средств, срок годности которых истек, за счет образо­ванного фонда. Указанные лекарственные средства уничтожаются в присутствии комиссии, о чем делается отметка в описи-акте.

Наркотические лекарственные средства, срок год­ности которых истек, в аптеках подлежат возвращению на аптечный склад, где они списываются и уничто­жаются.

Инвентаризация тары. Проводится путем сличения данных ведомости или книг учета тары с фактическим наличием. Тара предварительно разбирается по видам (деревянная, металлическая и т. д.), целевому назначе­нию и качественным признакам. Рекомендуется состав­лять раздельные ведомости на тару, занятую под товар, и порожнюю. В описях указываются наименование та­ры, прейскурантный номер и другие признаки, позволяющие определить категорию тары (новая, бывшая в употреблении и т. д.), количество, дену (по которой она числится в книге учета) и общую стоимость.

⇒  Принципы журнально-ордерной формы бухгалтерского учета

Инвентаризация прочих ценностей (вспомогательные материалы, лекарственное сырье, топливо, строитель­ные материалы) проводится так же, как и инвентари­зация товаров, но в самостоятельных описях. Лекар­ственное сырье отражают по заготовительной стоимо­сти, а топливо — по учетной стоимости, включая про­исшедшее в аптеке его удорожание. Найденные фак­тические остатки этих ценностей сверяют с данными учета.

Инвентаризация денежных средств. Денежные сум­мы в кассе проверяют путем перерасчета всех денег, а также всех ценных бумаг, находящихся у кассира. Фактическое наличие денег сверяется с показателями счетчика кассового ап­парата и результатами подсчета чеков в отделах апте­ки. Хранение в кассе денег или других ценностей, не принадлежащих аптеке, строго запрещается. Проверка кассы оформляется актом, в котором указываются со­став комиссии, остаток денег в натуре и остаток по данным учета. Если будет выявлена недостача или из­лишек денег, то комиссия указывает обстоятельства их возникновения.

Инвентаризация бланков строгой отчетности. За­ключается в проверке их фактического наличия. Комис­сия составляет опись, в которую заносятся сведения о количестве трудовых книжек, бланков, доверенностей и других документов строгой отчетности.

Инвентаризация основных средств и малоценных предметов. До начала инвентаризации основных средств комиссия обязана проверить: наличие инвентарных книг или карточек, технической документации (на то оборудование, на которое она должна быть), соответ­ствующих документов на основании средств, находя­щихся в арендном пользовании.

При инвентаризации основных средств комиссия осматривает объекты и оборудование и заносит в опи­си полное наименование их, инвентарные номера и не­обходимые технические данные.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы проверяются также попредметно и заносятся в само­стоятельную опись с указанием первоначальной стои­мости, по которой они числятся в учетной ведомости или книге.

Задача инвентаризационной комиссии — установить наличие всех числящихся в аптеке основных средств и малоценных предметов. Пришедшие в негодность ука­занные ценности в описи не включаются. На них со­ставляется специальный акт, который направляется в вышестоящую организацию на утверждение.

.