Организация учета в аптеке

В хозрасчетных аптеках различают централизован­ный, децентрализованный и смешанный бухгалтерский учет. При централизованном учете в аптеках и других аптечных учреждениях оформляется первичная документация, данные которой регистрируются в тече­ние месяца в накопительных ведомостях: рецептурном журнале, журнале розничных оборотов, кассовой книге и т. д. 

Вся учетная обработка первичной документации ведется в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения. Аптеки, веду­щие централизованный, первичный учет, находятся на балансе вышестоящей организации, которой они пред­ставляют свою отчетность с приложенными оправда­тельными документами для отражения этой документа­ции в бухгалтерском балансе вышестоящей организа­ции.

Децентрализованный учет предусмотрен для крупных аптек, ведущих бухгалтерский учет, сос­тавляющих самостоятельно баланс и имеющих расчет­ные счета в банке. При таком учете аптека передает в аптечное управление законченный бухгалтерский ба­ланс. В том случае, если аптечное учреждение (напри­мер, Центральная районная аптека — ЦРА) само ведет балансовый учет, а подчиненные ей аптеки сдают в бух­галтерию ЦРА первичный, низовой отчет, образуется смешанный характер учета.

Для выполнения учетных операций в штатах аптек предусмотрены должности старших бухгалтеров, бухгал­теров. В аптеках VI категории учет ведет заведующий. В административном отношении счетные работники подчиняются заведующему аптекой. В мето­дологическом отношении, т. е. в отношении правильно­сти ведения всех учетных операций, руководя­щим органом для них является бухгалтерия выше­стоящей организации.

⇒  Инспектирование и ревизия аптечных учреждений

Счетные работники вместе с заведую­щим аптекой несут ответственность за качество учетно-отчетной документации. Все учетные операции они ведут согласно инструкциям, по утвержденным формам и об­разцам. Основная цель учета в аптеке — обеспечить укрепление хозяйственного расчета, устранить непроиз­водительные потери, использовать учет для рациональ­ного ведения хозяйства и выявления неиспользованных резервов.

Руководствуясь общими принципами ведения  учета (статистического, оперативно-техни­ческого и бухгалтерского) и соответствующими приказа­ми, инструкциями и положениями, счетные работники аптек обязаны выполнять следующую работу:

1)    правильно отражать в учетной документации тор­говую, производственную, финансовую и хозяйственную деятельность аптеки в соответствии с утвержденным планом;

2)    обеспечить документальный контроль за сохран­ностью оборудования, инвентаря, товарно-материальных ценностей и денежных средств, принадлежащих аптеке или находящихся в ее распоряжении;

3)    путем четко организованного учета и отчетности предупреждать хищения и растраты в аптеках;

4)    систематически контролировать соблюдение штат­ной, финансовой и кассовой дисциплины, проверять вы­полнение всех обязательств перед государственным бюд­жетом, а также следить за своевременным проведением различных платежей;

5)    проверять законность и целесообразность различ­ных расходов и устанавливать соответствие их утверж­денным нормам и сметам;

6)    своевременно вскрывать отклонения от плановых заданий, выявлять недостатки в работе и способствовать их устранению;

7)    составлять и представлять в вышестоящие орга­низации первичные отчеты или законченные балансы в установленные сроки и в соответствии с утвержденными формами;

8)    давать точный анализ всей деятельности аптеки и определять результаты ее работы за квартал или год.

Для небольших по объему работы аптек окончательные результаты хозяйственно-финансо­вой деятельности выводятся вышестоящей организацией и сообщаются аптекам ежеквартально.

Правильная организация первичного учета заклю­чается в четком оформлении оправдательного докумен­та и своевременном занесении и отражении его в учет­ных журналах, книгах, ведомостях и т. д.

Одним из важных вопросов организации учета в ап­течных учреждениях является четкое определение лиц, несущих материальную ответственность за товарно-материальные ценности и денежные средства. Для каждо­го материально ответственного лица устанавливается перечень ценностей, за которые он отвечает, и органи­зуется учет за движением этих ценностей.

Объектами учета в хозрасчетных аптеках являются хозяйственные средства и их составные части, расчеты с различными организациями и лицами, затра­ты труда и расчеты по заработной плате.

⇒  Учет поступления товаров

Любое поступление товаров и ценностей, а также каждый вид расходования их обязательно сопровож­дается оправдательным документом, который служит основанием для оформления учетных операций.

Важным условием точности учета является правиль­ная оценка товаров и ценностей, при оприходовании и списании в расход, для чего необходимо руководство­ваться утвержденными розничными и оптовыми ценами.

Лучшей организации учета товарно-материальных цен­ностей способствуют следующие мероприятия:

1)    правильное размещение различных групп товаров и материальных ценностей по отделам аптеки с таким расчетом, чтобы можно было легко проверить их при ин­вентаризации;

2)    использование в учете единой номенклатуры шиф­ров на товар;

3)    документальное оформление каждого поступления и отпуска товарно-материальных ценностей по каждому материально ответственному лицу;

4)    применение в крупных аптеках вычислительных машин для механизации учета и отчетности.

Переход товарно-материальных ценностей от одного лица к другому должен сопровождаться документаль­ным оформлением за подписями лиц, передавших и при­нявших ценности.

.