Затраты рабочего времени аптечных работников

Рабочее время делится на время работы и время перерывов. В свою очередь время рабо­ты подразделяется на следующие составные части:

1)    время основной работы — затраты времени на непосредственное выполнение производственного за­дания;

2)    время подготовительно-заключительной работы — подготовка к предстоящей работе, уборка рабочего мес­та, обслуживание этого места в течение смены;

3)    время дополнительной работы — выполнение до­полнительных функций, входящих в ежедневные обязан­ности работника;

4)    время на санитарно-просветительную работу — проведение консультаций для врачей, бесед и разъяс­нений с посетителями, информационная работа и т. д.;

5)    время для повышения квалификации — участие в работе кружков по повышению квалификации, изучение справочников и т. д.;

6)    время выполнения работы, не свойственной ква­лификации, — период выполнения работ, не требующих квалифицированных знаний (например, провизор-техно­лог занимается фасовочными работами).

Время перерывов также подразделяется на состав­ные части:

1)    перерывы регламентированные—время для от­дыха, для производственной гимнастики и личных на­добностей;

2)    перерывы нерегламентированные — время, поте­рянное по вине работника;

3)    перерывы вынужденные — время, потерянное не по вине работника.

При рациональном использовании рабочего времени не должно быть нерегламентированных перерывов, а также работ, не свойственных квалификации данного работника.

Методы изучения трудовых затрат. Глав­ные элементы НОТ — изучение и совершенствование трудовых процессов. Важно проанализировать использо­вание рабочего времени на выполнение различных про­изводственных операций и отдельных работ с целью вы­явления резервов для более эффективного распределе­ния времени.

Показатель использования рабочего времени в значительной степени характеризует уровень организации труда в аптечных учреждениях. Для из­учения затрат рабочего времени и времени использова­ния оборудования применяется в основном метод непо­средственных замеров.

С помощью этого метода можно определить затраты времени на отдельные элементы работы и наиболее полно изучать весь процесс труда и использования оборудования. Недостатками метода яв­ляются большая трудоемкость, невозможность обследо­вания одним наблюдателем значительных групп работ­ников и используемого ими оборудования.

Готовясь к проведению наблюдений и замеров, не­обходимо хорошо ознакомиться с содержанием изучае­мой работы, технологией, организационными и техни­ческими условиями работы, квалификацией исполнителя работы и некоторыми другими сведениями.

Наблюде­ния и замеры необходимо фиксировать в специальном наблюдательном листе, анкете или другом документе. Для удобства записей формы документов заранее тща­тельно продумываются и отрабатываются.

Одним из методов изучения трудовой деятельности является эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, при котором точно учитываются различные внеш­ние условия, влияющие на трудовой процесс.

Преиму­щество эксперимента заключается в том, что он позво­ляет связывать науку с производством, на практике про­верять различные научные выводы и закономерности. Различают лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных лабораториях с использованием точных приборов и ап­паратуры. Естественный эксперимент проводится в обычных для данного трудового процесса условиях, т. е. на рабочем месте, в привычной обстановке.

С помощью эксперимента можно разрабатывать и изучать наиболее рациональные приемы и методы труда, проверять раз­работанные нормы производственной нагрузки, изучать влияние механизма или приспособления на ускорение производственных процессов и т. д.

Для изучения рациональности обслуживания рабо­чих мест, расположения оборудования, эффективности отдельных производственных операций и решения неко­торых других вопросов используется метод графи­ческого изображения и описания. Он заклю­чается в том, что исследователь изображает графически или описывает то, что им изучено.

Например, графиче­ски изображается планировка рабочих мест, показы­ваются оптимальные зоны обслуживания, маршруты пе­ремещения товаров, передвижения работников или по­сетителей. Метод перспективен, и его следует шире ис­пользовать при проведении работы по НОТ в аптечных учреждениях.

Особое место в изучении затрат и организации труда занимает метод анализа данных, полу­ченных из учетно-отчетной документации. С помощью этого метода анализируют данные, харак­теризующие объем работы учреждения или предприя­тия, ритмичность и качество выполнения плановых за­даний, расстановку и численность персонала, виды вы­полняемых работ по объему и трудоемкости и другие сведения.

Учетно-отчетные данные и их анализ служат исходным материалом для дальнейшего детального изучения организации труда с помощью других методов.

Любой из описанных методов изучения трудовых процессов имеет определенные преимущества и недо­статки. Для получения объективных и научно достовер­ных данных используют сочетание различных методов. Выбор методов изуче­ния зависит от поставленной задачи, сложности трудо­вой деятельности, показателей, выбранных для оценки организации труда, и других факторов.

Запись на радиоволновое лечение эрозии шейки матки со скидкой 5%. .