Комплексная система управления качеством лекарств

Не так давно, в аптечных управлениях начата разработка комплексной системы управления качеством лекарственного обеспечения, ко­торая является логическим завершением всех работ по улучшению качественных показателей работы аптечных учреждений.

На смену отдельным разрозненным меро­приятиям пришла научно обоснованная система управ­ления качеством аптечной продукции и лекарственного обеспечения.

Комплексная система управления качеством основы­вается на нормативных документах — стандартах пред­приятий, разрабатываемых в полном соответствии с государственными и отраслевыми стандартами. Стан­дарты предприятия согласовываются и увязываются друг с другом в единую систему управления качеством.

В стандартах четко поставлены основные задачи, опре­делены методы их достижения, выбраны объективные методы оценки достигнутого уровня качества труда и продукции, установлены рациональные формы и методы морального и материального стимулирования.

Комплекс стандартов должен регламентировать вы­полнение задач по повышению качества на всех этапах и участках производства аптечной продукции и доведе­ния ее до больного. Стандарты увязываются между собой как по вертикали так и по горизонтали.

Все нор­мативные документы, определяющие различные сторо­ны деятельности аптечной службы, подразделяются на следующие разделы: а) организация работы; б) мате­риально-техническая база; в) труд и кадры; г) контроль качества. В каждом разделе комплекс нормативных документов увязывается между собой единой целью.

Одним из основных элементов комплексной системы управления качеством продукции является уровень ква­лификации, образования, творческой инициативы работ­ников.

Как показал опыт аптечных управлений, разработ­ка комплексных систем — процесс длительный и слож­ный.

В основе бездефектного труда на промышленных предприятиях лежат принципы количественной оценки качества труда, сдачи продукции с первого предъявле­ния, а также выработки организационных мероприятий по предупреждению дефектов в работе.

Для коллективов аптек рекомендуются разработка и реализация организационных профилактических меро­приятий, повышающих ответственность исполнителей за качество своего труда, так как это является необходи­мым условием метода бездефектности.

В аптечных учреждениях должны быть созданы со­веты качества под предсе­дательством заведующего аптекой или его заместителя. В состав совета включают представителя службы конт­роля качества. Этот совет составляет программу без­дефектности, позволяющую производить объективную оценку качества труда работников.

Сотрудниками разработаны примерные про­граммы бездефектности для основного производствен­ного персонала аптек. Например, для провизоров-техно­логов и фармацевтов, занятых приготовлением лекарств, программа включает:

а)      приготовление лекарств, концентратов, полуфаб­рикатов и внутриаптечных заготовок должного каче­ства;

б)      соблюдение сроков приготовления лекарств;

в)      правильное оформление приготовленных ле­карств;

г)       выполнение норм производственной нагрузки;

д)      соблюдение фармацевтического порядка и сани­тарного режима;

е)       соблюдение правил хранения и размещения ме­дицинских товаров в материальных и ассистентских комнатах;

ж)      внедрение в практику работы передовых приемов и методов труда.

Предложены также примерные программы для про­визоров, запятых приемом рецептов, контролем и от­пуском лекарств. Для оценки труда рекомендуется за­вести на каждого работника «Личную карту качества исполнителя». В ней отражают выявленные наруше­ния и оценивают их коэффициентами снижения каче­ства.

Например, для провизора-технолога, занятого при­готовлением лекарств, могут быть выделены следующие возможные ошибки и соответствующие им коэффициен­ты снижения качества. Например, если будет обнару­жено несоответствие общей массе лекарства, то приме­няется коэффициент снижения качества, равный 0,05; если обнаружено нарушение технологического процес­са, то коэффициент составит 0,03; отсутствие предупре­дительных этикеток — 0,03 и т. д.

Такой учет коэффициентов позволяет объективно оце­нить качество труда каждого работника. Показатель качества труда, выраженный в коэффициентах качества, можно учитывать при подведении итогов, этот критерий позволит более ра­ционально распределять премии и т. д. Показатель ка­чества следует доводить до сведения коллектива, офор­мить постоянный стенд качества, обсуждать на произ­водственных собраниях.

Внедрение метода бездефектности, оценка качества труда преследуют одну главную цель — развитие у каждого работника аптечного учреждения стремления к совершенству качества выполняемой работы.

Лечение зубов в нашей стоматологической клинике http://aestclinic.ru .