Следует ли наказывать людей, которые скачивают музыку и фильмы нелегально?

Права интеллектуальной собственности (ИС) включают товарные знаки, права на дизайн, патенты и авторские права. С популяризацией Интернета незаконное скачивание стало серьезным источником беспокойства, поскольку оно приводит к нарушению авторских прав.

Нарушение авторских прав  — это практика использования работ, защищенных законом об авторском праве, без разрешения, нарушение определенных исключительных прав, предоставленных правообладателю, таких как право воспроизводить, распространять, отображать или выполнять защищенную работу или создавать производные работы. 

Когда в 1990-х годах домохозяйства стали подключаться к Интернету, нелегальная загрузка музыки стала обычной практикой. Точно так же люди начали скачивать бесплатно фильмы, электронные книги и видеоигры. Владельцы авторских прав — обычно создатель произведения, издатель или другое предприятие, которому переданы авторские права, —  часто называют нарушение авторских прав “кражей” или “пиратством”. Однако использование терминов воровство и пиратство оспаривается некоторыми учеными и активистами. Многие утверждают, что незаконное скачивание музыки, книг, фильмов, сериалов и видеоигр не должно наказываться и что обмен контентом способствует равенству и творчеству. 

Является ли незаконное скачивание воровством?

С популяризацией Интернета многие его пользователи имеют доступ к материалам, через запросы вида: скачать музыку бесплатно, которые, хотя и защищены законами об авторском праве, стали широко доступными и могут быть загружены нелегально бесплатно, обычно через одноранговые (P2P) программы обмена файлами в сети. Правоохранительные органы приложили много усилий для борьбы с онлайн-платформами, которые позволяют людям обмениваться материалами, защищенными авторским правом, — обычно музыкой, фильмами, сериалами, книгами, программным обеспечением и видеоиграми. 

Эти посредники, хотя и не несут ответственности за распространение материалов, защищенных авторским правом, были привлечены к суду, потому что они рассматривались как поощряющие, способствующие этому обмену. Иногда в качестве примера санкции были приняты против пользователей, которые делились файлами, защищенными авторскими правами. Сегодня парадигма сетевого нейтралитета, направленная на недопущение дискриминации контента, запрета на блокировку и ограничение, затрудняет пресечение нарушений авторских прав поставщикам услуг Интернета и правительствам.

Однако суды проводят различие между нарушением авторских прав путем незаконной загрузки и “кражей”, поскольку, согласно закону об авторском праве, нарушение относится не к краже физических объектов, лишающих владельца, а к случаю, когда лицо пользуется одним из исключительных прав, правообладателя без разрешения. Закон об авторском праве не предоставляет авторам и издателям абсолютный контроль над использованием их работ. Согласно Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, защищены только определенные виды работ и определенные виды использования; и только несанкционированное использование охраняемых произведений может считаться нарушением закона об авторском праве. 

Фактически, большинство юрисдикций признают ограничения авторского права, разрешая “справедливые” исключения из исключительной исключительности авторского права создателя, включая, помимо прочего, минимальные цитаты, используемые в журналистике и образовании, и предоставляя пользователям определенные права. Кроме того, несанкционированная потоковая передача контента, защищенного авторским правом  (обычно фильмов и сериалов), в отличие от загрузки, обычно не считается нарушением, поскольку пользователь не намеренно копирует указанный контент.

С экономической точки зрения произведение в цифровом формате можно рассматривать как неконкурентный товар. Это означает, что его употребление не умаляет чьего-либо удовольствия от добра. Из этого следует, что если мы посмотрим на эти цифровые творения с точки зрения общества в целом, мы сможем максимизировать глобальную полезность, предоставив свободный доступ как можно большему количеству людей. Этот аргумент защищают те, кто хочет снизить силу законов об авторском праве в случае создания цифровых материалов. 

2021-04-10