Медицина и фармация в эпоху первобытного строя

Врачевание и лекарствоведение возникли на самых ранних стадиях развития первобытнообщинного строя. Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства растений, определяли наряду с питательными свойствами их целебное действие.

Предполагают, что первыми целебными растениями бы­ли признаны болеутоляющие и действующие раздра­жающе на пищеварительный тракт. Использование целебных свойств растений в этот период было резуль­татом бессознательного опыта большого коллектива.

Лишь в период расцвета матриархата этот опыт стал накапливаться у женщин, так как в силу ответственного положения в роде женщина должна была взять на се­бя функцию лечения болезней. Не случайно в народных эпосах и сказаниях в качестве искусных врачевателей прежде всего фигурируют женщины: у древних егип­тян — Полидамна, у греков — Агамеда и Артемида, у чехов — Каза, у древнегерманских племен — Гера и т. д.

Позднее, при переходе к классовому обществу, лю­ди стали считать причиной болезней злых духов. На­пример, туземцы Индокитая объясняли заболевание ма­лярией тем, что ночью в лесу на человека нападает злой дух этой болезни. Человек искал пути воздействия на таких духов. Стали широко применяться заговоры и за­клинания, различные молитвы, ношение талисманов и т. д. Этой же цели служили жертвоприношения. До­вольно широкое распространение имели устрашающие методы лечения: ношение страшных масок, грохот бара­банов, инсценировки нападения на злого духа и т. п.

На поздней стадии матриархата произошло обще­ственное разделение труда, что в свою очередь вызва­ло появление профессии знахаря, обязанностью кото­рого было примитивное врачевание. Вначале знахар­ство не было связано с религиозным культом, но в дальнейшем произошло слияние функций знахаря и жреца.

Стали появляться методы лечения с помощью обожествления, т. е. к определенным богам обращались с просьбой помочь излечиться. Медицинская деятель­ность стала входить в сферу деятельности религиозных жрецов: появилась храмовая, жреческая медицина. На­ряду с этим продолжала существовать и накапливать опыт народная медицина, зародившаяся в виде эмпи­рической медицины еще в ранней стадии матриархата.

Из народной медицины известны целебные свойства листьев наперстянки, ландыша, горицвета весеннего, хинной коры и многих других растений, которые нахо­дят применение и в настоящее время. Однако в народ­ной медицине имеется немало вредных и нерациональ­ных приемов лечения, отражающих невежество, пред­рассудки.

Задача научной медицины и фармации — тщательно изучать народные средства и использовать их в виде научно обоснованных средств. Еще Гиппо­крат говорил: «Не следует краснеть заимствовать у на­рода средства, служащие к его излечению». О необхо­димости использования опыта народной медицины не­однократно высказывались М. В. Ломоносов, выдаю­щиеся русские врачи Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин, акад. И. П. Павлов и др.

Таким образом, медицина и фармация возникли на ранней стадии человеческого общества как неразрывное целое в виде эмпирической медицины. Врачевание по­явилось в результате деятельности не отдельных лич­ностей, а коллектива людей. Люди в первобытном об­ществе приобретали врачебные знания при непосред­ственном наблюдении окружающей природы.

Причиной возникновения и развития медицины явились условия материальной жизни, связанные с развитием произво­дительных сил и производственных отношений.

препараты растительного происхождения .