Методы разработки торгово-финансового плана аптеки

Прежде чем приступить к разработке плановых заданий, проводится экономический анализ отчетных данных за ряд предшествующих лет, устанавливаются причины, влияющие на выполнение плана в предше­ствующие годы, анализируются показатели финансового состояния, обеспеченность аптеки кадрами, мероприя­тия по совершенствованию знаний работников аптеки.

На основании анализа названных показателей и исходя из задач, вытекающих из перспективных планов и конт­рольных цифр, устанавливают темпы и пропорции раз­вития плановых заданий на планируемый период.

Основным методом научной разработки планов, с помощью которого достигаются координация и взаимо­связь плановых заданий, является балансовый ме­тод. С помощью этого метода в планах аптек обеспе­чиваются балансовые связи между товарооборотом и товарными запасами, между товарооборотом и издерж­ками обращения и т. д.

Планируемый объем товарообо­рота аптек сопровождается планом доходов и расходов, т. е. финансовым планом, который построен в виде ба­ланса и включает сведения об источниках средств и направлении их расходования.

Помимо этого, в планировании используются и дру­гие методы: нормативный, экономической эффектив­ности, метод эксперимента и статистический.

В основе нормативного метода лежит исполь­зование научно разработанных плановых нормативов, например, штатные нормативы фармацевтического и подсобного персонала, нормы использования оборотных средств, нормы издержек обращения и т. п.

⇒  Анализ и планирование показателей по рецептуре

Метод экономической эффективности заключается в выборе наиболее оптимального варианта плана и чаще всего требует экономико-математического моделирования планируемых процессов. С помощью математических расчетов и использования вычислитель­ной техники определяют лучший вариант из серии раз­работанных планов. Такое моделирование оптимальных вариантов позволяет комплексно применять все методы разработки плана (балансовый, нормативный и др.).

Статистический метод строится на использо­вании и планировании методов анализа отчетных дан­ных, изучении отправных данных для составления пла­новых заданий. Для этого применяются статистические группировки, анализ средних величин и т. д. Как пра­вило, статистические методы дополняют ведущие методы разработки плана — балансовый и нормативный.

Метод эксперимента в планировании развития аптечной службы пока мало применяется. Основная цель его — изучить в эксперименте опыт работы и внедрить его в практику других аптечных учреждений. Особенно полезен такой метод в планировании органи­зации труда аптечных работников, при решении вопро­са о рациональной структуре аптеки и ряда других во­просов.

⇒  Планирование амбулаторной и стационарной рецептуры

Математические методы с использова­нием компьютеров позволяют с помощью системы уравнений и других расчетных формул строить экономико-матема­тические модели, что обеспечивает большую точность плановых расчетов и выбор наилучшего варианта пла­на. Отдельные плановые задачи решаются с использо­ванием метода линейного программирования и сетевого планирования, который позволяет установить оптимальную последовательность выполнения операций.

Показатели торгово-финансового плана аптеки. Основными разделами плана являются: количество и состав рецептуры, товарооборот, торговые наложения, издержки обращения, прибыль, задания по труду и за­работной плате, нормативы товарных запасов и других оборотных средств, прикрепленная мелкорозничная сеть.

В разделе по труду и заработной плате ведущим плановым показателем является фонд заработной пла­ты, выраженный в процентах к товарообороту. Осталь­ные задания по этому разделу остаются внутриаптечными показателями, которые используются для опреде­ления производительности труда и штатной численно­сти сотрудников аптеки.

⇒  Методика планирования рецептуры для вновь открываемых аптек

Для расчета количества работ­ников составляется штатное расписание. При разработ­ке плановых показателей предусмотрено составление не­обходимых расчетных таблиц, которые приводятся в соответствующих главах данного раздела учебника.

.