Анализ и планирование оборотных средств

Оборотные средства аптеки состоят из товаров, де­нежных средств и прочих активов (тара, лекарствен­ное сырье, вспомогательные материалы и другие цен­ности).

Если принять за 100% все хозяйственные средства аптеки, то примерно 75—80% из них соста­вят оборотные средства, а 20—25% — основные сред­ства аптеки. Основная же масса оборот­ных средств приходится на товары. Средства, необхо­димые для образования минимальных запасов това­ров и прочих ценностей, предоставляются аптекам при их организации в виде собственных оборотных средств.

Кроме того, аптеки располагают заемными средст­вами. В виде краткосрочного банковского кредита. Норматив, собственных оборотных средств может еже­годно увеличиваться или уменьшаться. Регулирование размера собственных оборотных средств и размера кредитных сумм производится при составлении фи­нансового плана.

⇒  Экономический анализ и планирование в хозрасчетной аптеке

Для правильного использования оборотных средств по каждому их виду (товары, денежные средства, про­чие активы) устанавливаются нормативы. Нормативы оборотных средств на конец планируемого года, а также на конец каждого квартала определяются и ут­верждаются в таких размерах, чтобы они обеспечива­ли бесперебойное снабжение населения и лечебно-профилактических учреждений аптечными товарами и способствовали успешному выполнению производст­венных и торговых функций аптеки.

Составные части оборотных средств аптеки норми­руются в двух показателях: в относительных величи­нах — днях запаса и в абсолютном суммовом выра­жении.

На основании рассчитанных нормативов опре­деляют общий размер оборотных средств и анализи­руют его изменение в плановом периоде по сравнению с предшествующими годами и текущим периодом. С помощью такого анализа контролируют состояние оборотных средств, правильность их использования, величину прироста собственных оборотных средств и размер необходимых кредитов.

⇒  Норматив товарного запаса

Ускорение оборачиваемости нормируемых оборотных средств имеет большое значение. Осо­бенно важно ускорять оборачиваемость товаров, т. е. их реализацию.

.